«ТЕАТР ТРЕБУЕТ ДЕНЕГ, КАК МАШИНА – БЕНЗИНА»
«Газета…» вияснила, как живется в столице частным театрам и может ли театр в нашем городе быть бизнесом
В театральных кругах жалуются на безденежье, ищут спонсоров, но продолжают работать. Более того, в конце прошлого года открылся еще один частный театр. Выходит, возможность, при желании, можно найти. Но есть ли у молодого коллектива перспективы?
«Новий український театр» открылся на Михайловской улице, за рестораном «Ле Борщ», на первом этаже старого дома в глубине двора. Если театр начинается с вешалки, то она здесь необычная: в фойе очень тесно, а потому гардероб – на потолке, куда вашу шубу поднимают на длинном шесте. На афише – шесть названий: три детских спектакля и три («Безталанна», «Беззахисні створіння», «Шекспіріада») – взрослых. Чтобы узнать, каково это – открыть свой театр, «Газета…» встретилась с директором и художественным руководителем театра Виталием Кино.
– Виталий Анатольевич, вашим актерам в среднем по 20 лет – это выпускники театрального колледжа. Попался талантливый курс, с которым не хотелось расставаться?
– Смешно, но театр возник из желания не быть обманщиком. Ведь я им четыре года говорил: «Вот вы придете в театр,-а потому должны хорошо учиться». И вот- выпуск. Но в какой, собственно, театр они придут? Ведь сейчас в Украине перепроизводство артистов – актеров выпускает любой областной университет, чуть ли не ПТУ. Куда им деваться? Получается, я врал, когда говорил: «Придете в театр». И я подумал: «Ну, рискнем».
– Итак, театр начинается…
– С идеи, с желания это сделать.
– Как в любом бизнесе?
– Ну, это не то же самое, что киоск с пивом открыть.
-А в чем разница?
– В объемах…
– Объемы у вас тут не намного больше киоска с пивом!
– Я имею в виду объем и качество затрат. Здесь другая ответственность. Там ты отвечаешь только за пиво, чтобы оно у тебя не скисло. А тут – за тех, кого приручил. И я вынужден совмещать художественное руководство и директорство, что иногда разрывает мозг на части.
– Куда должен обратиться тот, кто хочет создать театр?
– Никуда! Надо оторваться от кресла и найти место для театра.
– Как вам удалось найти место в самом центре Киева?
– А вы пробовали искать? Таких мест много. Забавно, что мы нашли прекрасное помещение даже в одном дворе с известным киевским театром «Сузір’я». Хорошее место, но два театра в одном дворе – это уж слишком.
– А что тут раньше было?
– Офис. Весь центр Киева – офисы, а такое помещение театром быть не может. Но тут, когда мы увидели эти высокие неиспорченные потолки, деревянный пол, поняли: в этом пространстве театр может жить. Прежние хозяева – сами люди творческие, занимались дизайном, вложили в это помещение много идей, которые оказались близки нам, и не понадобилось делать суперкапитальный ремонт.
– Из чего платите за аренду, коммунальные услуги?
– Зарабатываем спектаклями.
– В зале 30 мест, билеты по 40 гривен. Много ли заработаешь? Вообще, можно ли назвать театр бизнесом?
– Если это и бизнес – то пока убыточный. Заработок от спектаклей уходит на зарплату артистам. А я, между прочим, здесь зарплату не получаю. Это театр-дом, театр-семья. Все делают все. Я, например, могу и полы помыть, и работать как осветитель или звукооператор. Мы инвестируем в наш «бизнес» свой труд – больше особо и нечего инвестировать. Наш единственный спонсор – публика.
Справочная «Газеты…»
Виталию Кино 41 год. Закончил актерское отделение Театрального колледжа в Днепропетровске, режиссерский факультет Киевского театрального университета (мастерская Эдуарда Митницкого) и аспирантуру при этом университете. Ставил спектакли в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра («Европа может подождать!»), Театре имени Франко, театре «Серебряный остров». Сейчас руководит театром и ведет актерский курс в Колледже театра и кино.
История вопроса
Частные театры – киевская традиция
Сегодня в Киеве есть еще один коллектив, возникший на основе актерского курса, – Новый драматический театр на Печерске (их педагог Александр Крыжановский и стал руководителем театра). Похожая ситуация – с так называемым «курсом Богдана Ступки», который уже имеет признаки нового театра. Но частных театров у нас немного. Самый известный – «Браво», созданный 20 лет назад актрисой Любовью Титаренко. И многие театры, ныне государственные, рождались именно как частная инициатива. Например, Театр на Подоле или Театр на левом берегу, которые в просторечии часто именуют Театром Малахова и Театром Митницкого. Кстати, и флагман отечественной сцены – столичный Театр имени Франко – создан 90 лет назад как семейный бизнес Гната Юры и его братьев Александра и Терентия. А их мама варила на всех обед – ведь первое время театр кочевал. Лишь потом государство прибрало театр к рукам, а позже даже уволило часть родственников Юры, чтобы не поощрять «излишнюю семейственность».